Как открыть ООО?
Важно помнить, что, если вы решите пройти процедуру регистрации ООО удалённо – через портал «Госуслуги» или на сайте ФНС России, – то вам понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП) физического лица. Она придаёт документу юридическую значимость, показывает, кто подписал документ и были ли внесены изменения в подписанный документ. Этот вид подписи подходит для взаимодействия с госорганами.
Что нужно сделать до регистрации?
Шаг 1. Определитесь с составом учредителей.
Учредителем ООО может любой гражданин России, индивидуальный предприниматель или юрлицо. Максимально возможное количество учредителей для одного ООО – 50. Но есть и исключения. Не могут создавать ООО:
- несовершеннолетние граждане*;
- недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
- госслужащие;
- другое ООО, состоящее только из одного участника. В этом случае должен быть ещё как минимум один учредитель.
*Есть несколько случаев, когда несовершеннолетний гражданин может быть учредителем ООО:
- есть нотариальное согласие законных представителей (то есть, родителей или опекунов);
- есть свидетельство о браке несовершеннолетнего;
- есть решение суда о признании несовершеннолетнего дееспособным.
Шаг 2. Назовите свою организацию.
Юридическое лицо действует под своим фирменным наименованием, к которому предъявляется ряд требований. Например, название ООО не может включать в себя слова, обозначающие иностранные государства или органы власти РФ.
Рекомендуем заранее узнать, как проверить название ООО на уникальность, и какие ещё требования к нему существуют.
В заявлении на регистрацию фирменное наименование указывается в полном и сокращённом виде на русском языке. Но в устав можно дополнительно внести название общества на языке народов РФ или иностранном.
Шаг 3. Выберите юридический адрес ООО.
Юридическим адресом организации признаётся место нахождения его руководителя. Ещё один важный критерий юр.адреса – возможность почтовой связи с ООО. Налоговая инспекция всегда проверяет заявленный адрес на достоверность и массовость.
Чаще всего ООО регистрируют в офисном помещении, но юридическим адресом может быть и жильё, где прописан учредитель или будущий руководитель. В обоих случаях собственник недвижимости должен дать письменное подтверждение:
- гарантийное письмо, если юридический адрес заявлен по нежилому объекту;
- согласие при регистрации ООО в квартире.
Шаг 4. Определите размер уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала – 10 000, внести его надо обязательно деньгами. Сразу оплачивать не нужно – у учредителей есть 4 месяца на то, чтобы перечислить уставной капитал на расчётный счёт ООО с указанием назначения платежа.
Если же планируется уставной капитал больше 10 000 рублей, оплатить его можно как деньгами, так и имуществом. Но потребуется независимая оценка имущества свыше 20 000 рублей. Отчёт от независимого оценщика должны утвердить все учредители ООО.
Шаг 5. Определите виды деятельности ООО
Выберите, от какой деятельности вы планируете получать больше всего доходов – код этого вида и укажите в качестве основного. Для выбора правильного кода используйте справочник ОКВЭД.
Кроме основного вы можете указать и дополнительные коды. Их количество не ограничено, но лучше не вписывать коды той деятельности, которой вы точно не будете заниматься.
Шаг 6. Подайте документы в регистрационный орган.
Для этого надо обратиться в регистрирующую налоговую инспекцию, обслуживающую юридический адрес ООО. Например, все московские компании регистрируют в 46-ой ИФНС. Некоторые МФЦ тоже принимают документы для регистрации бизнеса. Узнать, куда именно обращаться, можно на сайте ФНС или в ближайшей инспекции.
Рассмотрение документов занимает три рабочих дня, после чего на электронный адрес заявителя приходят:
- лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
- свидетельство о постановке организации на налоговый учёт;
- устав с отметкой регистрирующего органа.
В некоторых случаях инспекция выносит отказ в регистрации ООО с обоснованием причин. После исправления замечаний документы можно направить повторно.
Какие документы нужны для регистрации ООО?
Разбираемся, какой комплект документов необходимо подготовить для регистрации ООО.
1. Устав ООО
Этот документ регулирует всю деятельность общества. В зависимости от количества учредителей (один или несколько) Устав может различаться. При создании ООО в 2023 году можно не только разработать Устав самостоятельно, но и использовать один из 36 вариантов, разработанных Минэкономразвития.
2. Решение о создании юрлица/Протокол общего собрания учредителей
Важное напоминание: вы НЕ должны готовить оба документа. Так как один документ – решение единственного учредителя – фиксирует намерение учредителя организовать ООО. А второй документ – протокол общего собрания учредителей о создании ООО – используется для двух или более участников и, в свою очередь, фиксирует их намерения.
3. Договор об учреждении ООО
Ещё один документ, который нужен только для компаний с количеством участников свыше одного. В договоре указываются права и обязанности всех учредителей ООО на период регистрации. Формально, этот документ не обязателен при регистрации ООО, но в ФНС могут его запросить, поэтому лучше иметь при себе один экземпляр.
4. Заявление на регистрацию ООО
Или «форма Р11001». Она заполняется при любом количестве учредителей. Обязательны к заполнению страницы 1 и 2 («Сведения об ООО»), лист И («Виды деятельности»), лист Н («Сведения о заявителе»). Всего в документе больше 20 страниц, но остальные страницы опциональны и заполняются в зависимости от статуса учредителей и руководителя.
В заявлении расписываются все участники ООО и исключительно в присутствии налогового инспектора. Если же кто-то из учредителей не может поставить подпись во время подачи документов, его подпись должен заверить нотариус.
5. Квитанцию об уплате госпошлины
Перед уплатой пошлины обратите внимание на реквизиты налоговой – это должны быть реквизиты той ИФНС, к которой в дальнейшем будет относиться организация. Если реквизиты будут указаны некорректно, платёж может уйти не в ту инспекцию.
Если вы подаёте документы в электронном виде, то пошлину уплачивать не нужно. Но для онлайн-подачи документов понадобится квалифицированная электронная подпись.
6. Документы, удостоверяющие личность заявителей
Не забудьте оригиналы и копии паспортов для подтверждения личности/личностей участников ООО.
7. Уведомление о переходе на специальный режим налогообложения
Ещё один опциональный документ. Его прикладывают те, кто планируют использовать один из спецрежимов – УСН или ЕСХН.